Навигация по сайту
наверх

Новости
Минюст предлагает укрепить независимость адвокатуры

16.10.2018  11:22

Минюст предлагает укрепить независимость адвокатуры
Опубликован законопроект, предлагающий меры по исключению влияния любых заинтересованных лиц на назначение адвоката в качестве защитника в уголовном процессе
Независимо от формы адвокатского образования

16.10.2018  11:17

Независимо от формы адвокатского образования
Минфин России разъяснил, когда адвокаты могут получить одновременно профессиональный и стандартный налоговые вычеты
В Интернете открылась АКАДЕМИЯ.ФПА

16.10.2018  11:11

В Интернете открылась АКАДЕМИЯ.ФПА
Адвокатов и адвокатские палаты приглашают подключаться к новому онлайн-сервису профессиональной подготовки
Повышена оплата защиты по назначению

11.10.2018  10:48

Повышена оплата защиты по назначению
Принято Постановление Правительства РФ об увеличении ставок оплаты участия адвокатов в судопроизводстве по назначению

Больше новостей

Дополнения, необходимость которых признана в адвокатском сообществе

Совет АП Санкт-Петербурга рассмотрел проект поправок в Закон об адвокатуре и высказался в его поддержку

Санкт-Петербург 11.09.2018 12:24
0 753

Дополнения, необходимость которых признана в адвокатском сообществе

Совет Адвокатской палаты Санкт-Петербурга рекомендовал Совету Федеральной палаты адвокатов РФ одобрить законопроект № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”», сформулировав некоторые предложения по его совершенствованию.

10 сентября состоялось заседание Совета АП Санкт-Петербурга, на котором рассматривался законопроект № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”» (далее – Закон об адвокатуре), внесенный в Государственную Думу ФС РФ членами Совета Федерации А.А. Клишасом, Л.Н. Боковой, депутатами Государственной Думы А.Б. Выборным, Д.Ф. Вяткиным.

В своем решении Совет АП Санкт-Петербурга отметил, что этот документ содержит ряд полезных дополнений в Закон об адвокатуре, необходимость которых давно обсуждалась и признана в адвокатском сообществе.

Анализируя законопроект и приводя доводы в поддержку его ключевых положений, Совет АП Санкт-Петербурга вместе с тем сформулировал несколько предложений по его корректировке, которые считает необходимым учесть при подготовке окончательного мнения Совета ФПА РФ.

***

По мнению Совета АП Санкт-Петербурга, представляется обоснованной новация, предусмотренная ст. 16 Закона об адвокатуре в предлагаемой законопроектом редакции, которая предоставляет возможность приостановления статуса на основании личного заявления адвоката без указания причин. Одновременно значительно более простой, по сравнению с существующим, порядок сохранения принадлежности к профессии в законопроекте разумно обеспечен распространением на адвоката с приостановленным статусом требований соблюдения Кодекса профессиональной этики адвоката.

В связи с этим Совет АП Санкт-Петербурга считает необходимым исключить из предлагаемой законопроектом редакции ст. 16 Закона об адвокатуре пункт 3, в соответствии с которым «приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных настоящим Федеральным законом», так как весьма высока вероятность использования данного положения во вред интересам отдельных адвокатов и института адвокатуры в целом.

***

Совет АП Санкт-Петербурга положительно оценивает корректировки, вносимые законопроектом в статьи, регламентирующие порядок создания и деятельности адвокатского бюро (новая редакция ст. 23 Закона об адвокатуре).

Также Совет Санкт-Петербурга считает правильным и своевременным дополнение компетенции Совета ФПА РФ полномочиями по разработке и утверждению единых методик соблюдения стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской профессии; по утверждению порядка прохождения стажировки и порядка работы в качестве помощника адвоката (изменения в п. 3 ст. 37). Совет отмечает, что это дополнение отражает тенденцию развития принципа корпоративности в деятельности российской адвокатуры и будет способствовать приведению статуса стажера и помощника адвоката в соответствие с нынешними реалиями.

В решении Совета АП Санкт-Петербурга подчеркивается, что давно назревшей необходимостью является дополнение к ст. 25 Закона об адвокатуре о «гонораре успеха». В законопроекте закрепляется право адвоката включать в соглашение с доверителем условие о том, что выплата вознаграждения может быть поставлена в зависимость от результата оказания юридической помощи. При этом, по мнению Совета АП Санкт-Петербурга, должны существовать гарантии, что при формировании условий договора о выплате гонорара успеха не будут нарушены интересы доверителя – договор не будет содержать для него обременительных или несправедливых условий. В связи с этим новая норма логично предоставляет полномочие Совету ФПА РФ устанавливать общие рамки и правила для реализации адвокатами права на включение в соглашение условия о «гонораре успеха».

***

Касаясь предложения законопроекта о введении дополнительных условий для изменения членства в адвокатской палате для лиц со стажем адвокатской деятельности менее 5 лет, Совет АП Санкт-Петербурга отмечает, что оно имеет целью устранить имеющиеся злоупотребления в процессе получения статуса адвоката.

В последние несколько лет распространенной проблемой стало «манипулирование» выбором региона для сдачи квалификационного экзамена. Речь идет о подаче претендентами документов для сдачи квалификационного экзамена не по месту своего проживания и ведения практики, а в других регионах с целью «облегчить» сдачу экзамена. В результате участились случаи, когда адвокат сразу после получения адвокатского удостоверения подает заявление о переходе в другую региональную палату по месту своего реального проживания. Таким образом, устранение возможных злоупотреблений при получении статуса адвоката требует реагирования на уровне законодателя.

Совет АП Санкт-Петербурга, вопреки имевшим место в ходе обсуждения утверждениям, полагает, что законопроект не ограничивает право адвокатов, впервые получивших статус, при наличии реальных к тому оснований (фактический переезд, приобретение недвижимости, семейные обстоятельства, профессиональные интересы и т.д.), изменять свое членство в региональных палатах. Более того, действующий Закон об адвокатуре не содержит привязки к месту проживания и не ограничивает адвоката ведением адвокатской деятельности исключительно в том субъекте РФ, в котором он зарегистрирован и состоит на налоговом учете.

Согласно Закону об адвокатуре, адвокат должен состоять в реестре только одного субъекта РФ, однако осуществлять адвокатскую деятельность он вправе на всей территории страны без ограничений. Нахождение в реестре одной региональной палаты определяет только тот регион, в котором адвокат исполняет возлагаемые на него обязанности и предоставленные права: осуществление защиты по назначению, исполнение решений органов управления адвокатской палаты, участие в деятельности и избрании органов самоуправления и т.д. Таким образом, свобода передвижения гражданина по территории РФ не тождественна профессиональным правилам избрания регионального членства в адвокатской палате, а предложенный законопроектом порядок изменения членства в региональной палате (требующий некоторой корректировки) не нарушает конституционное право гражданина на свободу передвижения.

Предложенное законопроектом изменение также актуально и своевременно в контексте планируемой реформы сферы оказания квалифицированной юридической помощи, и существующей, по мнению некоторых адвокатов, угрозы коммерциализации допуска к адвокатской профессии.

Вместе с тем Совет АП Санкт-Петербурга считает, что предложенный законопроектом пятилетний срок, в течение которого устанавливается согласование изменения членства в региональной палате, представляется чрезмерным и предлагает внести следующие корректировки:

– снизить предложенный срок до одного года;

– дополнительно установить, что квалификационный экзамен на получение статуса адвоката сдается претендентом в том регионе, где он состоит на налоговом учете, который, в свою очередь, соответствует месту официальной регистрации.

Совет АП Санкт-Петербурга полагает, что такие корректировки будут достаточными для устранения существующей проблемы.

***

Совет АП Санкт-Петербурга также поддерживает положения проекта о возможности переизбрания президента палаты субъекта РФ и президента ФПА РФ на третий срок, которое осуществляется не Советом палаты, а на общем собрании (конференции) палаты или Всероссийском съезде адвокатов (изменения в ст. 31 и ст. 37 Закона об адвокатуре).

В соответствии с действующей редакцией Закона об адвокатуре президент адвокатской палаты не может быть избран на третий срок после двух сроков подряд. Однако практика показала, что, несмотря на установленный запрет, Советы некоторых региональных палат избирали на непродолжительное время нового президента палаты. Такой вновь избранный президент вскоре слагал свои полномочия, и Совет вновь избирал на этот пост предыдущего президента, по сути продлевая его полномочия на третий срок.

По мнению Совета АП Санкт-Петербурга, предлагаемый законопроектом механизм реформирует процедуру избрания президента палаты субъекта РФ и президента ФПА РФ в направлении усиления роли демократических принципов организации и деятельности адвокатуры, учета мнения адвокатского сообщества и обеспечения преемственности в работе советов региональных палат и ФПА РФ.

Предложенный в законопроекте механизм, с одной стороны, сохраняет гибкость в саморегулировании вопросов избрания адвокатами своих органов управления – если региональное адвокатское сообщество хочет видеть своим президентом какое-либо лицо в третий раз, то эта ситуация в соответствии с законопроектом становится допустимой при соблюдении демократических гарантий.

С другой стороны, по сравнению с действующим Законом об адвокатуре, устанавливается жесткий ограничитель для президента палаты, желающего сохранить за собой президентское кресло в третий раз.

Во-первых, по законопроекту «третий срок» – это третий срок полномочий после любых двух предыдущих, а необязательно прошедших подряд, как это зафиксировано в действующей редакции. Во-вторых, главный ограничитель – это необходимость пройти процедуру выборов президента палаты на третий срок уже не на Совете адвокатской палаты, а на общем собрании (конференции) адвокатов. И в-третьих, такое избрание на конференции проводится путем тайного голосования при возможности участия в нем других выдвинутых Советом кандидатов.

Таким образом, по мнению Совета АП Санкт-Петербурга, предложение о внесении в Закон об адвокатуре положений о выборах президентов региональных палат и президента ФПА РФ, баллотирующихся более чем на второй срок, путем прямого голосования на общем собрании или конференции (съезде) следует поддержать как демократичный и разумный вариант.

Совет АП Санкт-Петербурга отмечает, что законопроект позволяет при наличии должных оснований привлекать к дисциплинарной ответственности президентов региональных адвокатских палат, которые в настоящее время остаются фактически «неприкосновенными» в связи с отсутствием в действующем Законе об адвокатуре соответствующего механизма.

***

Также Совет АП Санкт-Петербурга поддерживает предложенную проектом возможность истребования президентом ФПА РФ дисциплинарного дела из любой региональной палаты по возбужденному президентом ФПА РФ дисциплинарному производству для передачи дела в Комиссию ФПА РФ по этике и стандартам и последующего, при наличии указанных в Законе об адвокатуре оснований, рассмотрения Советом ФПА РФ.

Как отмечает Совет АП Санкт-Петербурга, данный законопроект предлагает ввести особую процедуру рассмотрения лишь для крайне незначительной части от числа всех дисциплинарных производств. ФПА РФ наделяется правом пересматривать дисциплинарные решения региональных палат исключительно по тем дисциплинарным делам, которые возбуждаются президентом ФПА РФ. Необходимо принимать в расчет, что региональные палаты по всей стране рассматривают на своем уровне порядка 5000 дисциплинарных дел в год, в то время как президентом ФПА РФ более чем за полтора года были возбуждены всего три дисциплинарных производства. Изменения в процедуре дисциплинарного производства вносятся только в этой части.

Кроме того, после наделения президента ФПА РФ правом на возбуждение дисциплинарных производств закономерным и логичным был бы следующий шаг – законодательно установить механизм контроля за результатами их рассмотрения и обеспечения единообразного применения норм Закона об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката. В связи с этим Совет АП Санкт-Петербурга поддерживает данную поправку.

Эти дополнения обеспечивают реальность привлечения к дисциплинарной ответственности для всех адвокатов, независимо от занимаемых ими должностей в органах адвокатского самоуправления, включая президентов региональных адвокатских палат.


Контакты

355037, г.Ставрополь, ул. Доваторцев, 30б, оф. 326

(8652) 99-89-03
(8652) 99-89-04

palata.info@gmail.com, APSK_stv@mail.ru

Подписаться на новости

Подписаться на новости ФПА РФ могут только зарегистрированные пользователи

Обратная связь